Ранее мы писали о кризисе рождения и первого года. Напомним, что каждый период сопровождается определенной ведущей деятельностью, с помощью которой формируется психика ребенка. Ведущей деятельностью у детей с трех лет становится игра.
Не стоит относится к кризисам, как к чему-то плохому, так как это переходный период, которого не избежать. В кризисном возрасте происходит резкий скачок в развитии, переход на следующий этап, который сопровождается определенными трудностями. Чтобы это время прошло максимально продуктивно, родители должны знать особенности каждого периода.
Кризис трех лет может начаться и раньше, и позднее, поэтому многие психологи называют его кризисом 2-4 лет. Этот этап один из сложнейших. В это время происходит переход из младенчества в дошкольный возраст.
Знакомая ситауция для родителя трехлетнего ребенка: вы зовете, а он убегает, устраивает истерику, если вы отказываетесь купить что-то в магазине, вы просите, что-то сделать, а он делает наоборот. Всё это характерно для данного кризиса. Иногда, при запрете, что-то делать, ребенок может даже проявлять агрессию к родителям.
Всё это происходит из-за того, что малыш начинает чувствовать себя личностью и старается отстоять свою самостоятельность. Кроме этого, происходят кардинальные гормональные перестроения. А с гормонами, как говориться, не поспоришь.
Важно: в этот период могут всплыть на поверхность многие психические заболевания, например, аутизм. Поэтому, если вы замечаете необчные отклонения в поведении ребенка, обязательно обратитесь к специалисту!
Ребенок бунтует против старой системы, пытаясь выстроить со взрослыми новые, более глубокие отношения, согласно новому мироощущению. Если в семье есть еще дети, то возможно возникновение ревности и соперничества. Другая особенность этого возраста - обесценивание. Обесцениваются старые связи, порядки принятые ребенком ранее, ребенка больше не получится отвлечь любимой игрушкой.
В семье с одним ребенком может появиться "маленький тиран", который не будет отпускать маму из дома, приказывать членам семьи и закатывать истерики. Всё это нормально для этого периода.
Кризис трех лет один из самых тяжелых и важных в детстве чеовека, поэтому от того как и в каких условиях он пройдет зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основной конфликт этого возраста, которые причиняет страдания не только взрослым, но и самому ребенку, это возросшая самостоятельность. Ребенок отстаивает и всячески проявляет своб личность, с помощью тирании, капризов, упрямства он всего навсего хочет, чтобы старшие признали его самостоятельность, но при этом продолжалие его любить.
Кстати, все эти реакции можно предупредить, если родители вовремя заметят возрастные изменения и поменяют свою модель поведения и общения с ребенком.
Для того, чтобы не усугублять проявления кризиса и не нанести ребенку психологических травм, нужно следовать некоторым правилам поведения, которые потребуют от вас не малой выдержки.
Помните, ребенок во время кризиса, не понимает, что с ним происходить, но ничего не может поделать, поэтому внутренне страдает. Ни в коем случае нельзя пытаться сломить волю ребенка, вступать с ним в "войну".
Поощряйте самостоятельность фразами типа: "молодец, какой ты стал большой, уже умеешь собирать игрушки" и т.д. Всё это очень важно для самооценки ребенка.
Научитесь видеть в ребенке личность, уважайте его попытки отстоять своё мнение. Ведь ребенок может спорить с вами ради спора, даже если на самом деле хочет, то, что отрицает.
Например, вы зовете его смотреть мультфильм, но он упрямится, хотя и хочет пойти с вами. Чтобы не сломить волю ребенка, вы можете просто оставить его в покое, а потом переиначить свое предложение, например, хорошо, не будем смотреть мультфильм, а что мы будем делать? пусть сам принимает рещение! Если же ребенок после того как побыл один всё-таки пришел к вам, нельзя говорить фразы типа: "Я же говорила, что ты придешь". Нужно просто сделать вид, что ничего не произошло.
Относитесь ко всему спокойно, держите себя в руках, даже когда вот-вот сорветесь. Этот этап не может протекать по другому, нужно только переждать "бурю".
Конечно, нужно поощрять самостоятельность ребенка, но многие действия могут быть просто опасны для него. Поэтому сделайте дом полностью безопасным для ребенка. Давайте ребенку "взрослые", которые он легко сможет делать. Например, подмести пол, размешать салат, сложить белье в корзину.
Может случиться так, что ребенок захочет поиграть "недетскими" вещами. В таком случае можно купить ему игрушку-аналог, либо отвлечь игрой, но обязательно сделать акцент на том, что скоро он вырастет и эти вещи будут доступны.
Во время ссор не нужно вступать в открытый конфликт с ребенком. Сделайте вид, что обиделись, что слова ребенка вам неприятны. Попробуйте также озсучить проблемы ребенка: "Ты злишься потому что мы не пошли на качели?" или "Тебе не нравится ходить за ручку?", тогда ребенок будет чувствовать, что вы пытаетесь встать на его место.
Что же делать с обесцениванием отживших идеалов и занятий ребенка? Тут всё просто. Новое приобретается гораздо медленнее, чем разрушение старого. Нужно лишь подождать и тогда ребенок найдет новые интересные для себя занятия и выстроит новые привязанности.
Разделяйте истинные потребности ребенка в самовыражении и его капризы, связанные с желанием контролировать других и влиять на взрослых. Создайте систему ограничений, умейте говорить "нет", иначе все непроработанные капризы в будущем принесут вам много проблем.
Любовь к ребенку поможет вам преодолеть этот сложный период и воспитать гармоничную личность!
Alisa Ahmedzhanova 01 сентября 2015, 15:15 | Психология, Дети в Казани, Развитие, Воспитание |