Отношения детей между собой не так уж просты, как кажется взрослым на первый взгляд. В дошкольном заведении, а впоследствии и в школе, ребенку предстоит не только получать знания, но и учиться общению с другими детьми. Общение не всегда может проходить в спокойном русле, неизбежны обиды, ссоры и различные конфликты. И ни один из родителей не сможет нести эту ношу вместо своего ребенка.
Малыш должен сам пройти все этапы выживания и общения в маленьком социуме для того, чтобы вырасти сильным, уверенным и понимающим человеком.
Жизненный опыт и советы родителей, разумеется, очень ценны, но ребенок должен сам «набить свои шишки».
Когда малыш жалуется маме, что его обидели, он очень расстроен и льет слезы, материнское сердце буквально «разрывается» от обиды и негодования за свою кроху. В такие моменты единственным желанием мамы является перевод малыша в другой детский сад, к другим деткам. В таком случае детских садов не хватит, ведь в каждом подобном заведении ребенок будет сталкиваться с социальной адаптацией и не всегда она будет проходить гладко. А держать ребенка в изоляции от других детей, дабы предотвратить его взаимодействия в коллективе, не принесет никакого положительного результата. В итоге таких материнских действий, ребенок будет отшельником в любой компании, так как не сможет нормально общаться со сверстниками.
В силах каждого родителя помочь ребенку адаптироваться потому, что на его жизненном пути часто будут встречаться ситуации, связанные с недоброжелательным отношением со стороны окружающих.
Самым первым этапом, не считая совместных прогулок с соседскими детишками на дворовой площадке, социальной адаптации считается детский сад.
К выбору детского сада, каждая мама подходит очень серьезно, изучая и прислушиваясь к отзывам о воспитателях, нянечках и о работе дошкольного заведения в целом. Посещение даже самого престижного и дорогостоящего детского сада не избавит ребенка от возникших конфликтных ситуаций, обязательно найдется ребенок в группе, который будет всех задирать и обижать. Чаще всего объектом для насмешек и травли выбирается самый «забитый», неопрятный ребенок или малыш со сложным именем или чудной фамилией. Дети, даже маленькие, очень жестоки по отношению к тем, кто выделяется из коллектива и считается «белой вороной».
• Если причина кроется во внешнем виде ребенка, необходимо его «приодеть», по мере материальной возможности, в модные детские вещи. Так малыш будет чувствовать себя более уверенным, таким как все.
• Повод для насмешек – дефекты речи, нужно обязательно посетить логопеда, который, разумеется, не сразу, но поможет справиться с проблемой.
• Причина издевательств со стороны сверстников кроется во внешности, например –большие уши у мальчика. Это можно исправить с помощью модной стрижки, многим мальчикам подходят удлиненные волосы, которые закрывают уши.
• Невозможность ребенка постоять за себя, из-за физической слабости и неразвитости мышц. Со стороны родителей должно поступить предложение о занятиях спортом на выбор малыша, чтобы ему было интересно и нравился сам процесс.
Вторым этапом взаимоотношений в коллективе, является посещение школы, а точнее, обучение в младших классах. В этот период закладываются знания и интерес на посещения школьных занятий. Из-за возможных конфликтов с одноклассниками, ребенок может отставать в учебе, появиться страх перед посещением школы, в конечном итоге это может привести к отказу ребенка ходить на уроки.
• Разумеется, ругать и наказывать здесь не нужно, это еще больше расстроит ребенка. Лучше взять ситуацию в свои руки, разобраться вместе и помочь с домашним заданием, если все-таки возникли проблемы в успеваемости.
• Необходимо заинтересовать школьника различными книгами, компьютерными играми, которые преподносят школьную программу в игровой форме. Добившись успеха в успеваемости, одноклассники чаще начнут обращать внимание на отличившегося по учебе ровесника и вместо того, чтобы обзываться, будут просить помощи – сверить решения домашнего задания.
• Зачастую изгоями и отщепенцами в классе становятся дети с заниженной самооценкой. Таким фактором пользуются более сильные и уверенные в себе одноклассники, подавляя и прессингуя слабого по духу сверстника. Задача родителей состоит в том, чтобы приободрить своего ребенка, чаще его хвалить. Обратить внимание на его увлечения и интересы, в них скрыты детские таланты, которые можно дальше развивать, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и успешным не только в сфере своих увлечений, но и в школе. Повысить престиж и авторитет ребенка можно с помощью участия в школьных постановках и общественных работах. Тогда одноклассники заметят успехи и охотнее пойдут на контакт. Этот закон и распространяется во взрослой жизни, ведь только успешный и уверенный в себе человек, с лидерскими позициями, создает вокруг себя достойное и интересное окружение.
• Если мальчик периодически приходит из школы с синяками и ссадинами, униженный и побитый, не нужно пускать все на самотек, чтобы дать возможность ребенку разобраться самому. Надо разбираться вместе, в противном случае он так и останется «мальчиком для битья» и объектом издевательств. Нужно научить ребенка давать сдачи и уметь постоять за себя. Возможно, помогут посещения секций боевых искусств, только с целью самообороны, а не с целью нападения. Обидчик, который получит достойный отпор, вряд ли захочет подойти повторно за «добавкой».
Светлана Орлова 29 июля 2015, 20:34 | Психология, Дети в Казани, Развитие, Советы |