Женщине независимо от её происхождения отводилась роль хранительницы очага, исключалось её участие в общественной жизни, не предусматривалась возможность самостоятельного заработка. В состоятельных семьях в помощь матери нанималась специальная прислуга: кормилицы, няни, гувернантки. В бедных семьях дети находились под присмотром старших братьев и сестёр или стариков.
Появление детских садов связано не столько с гуманными целями,
сколько с идеями капитализма
Предприниматели 18 века поняли, что число работников можно значительно увеличить за счёт женщин, у которых есть маленькие дети. Первым идею реализовал на практике в 1802 году Роберт Оуэн, владелец фабрики в шотландском городе Нью-Ланарка. За маленькими детьми работниц присматривали, пока они трудились на фабрике. После эффективного первого опыта подобные дома присмотра за детьми бедняков стали открываться по всей Великобритании.
Сначала роль подобных учреждений сводилась к присмотру за детьми без организации их развития и интересного досуга. Новый подход предложил в 1837 году Фридрих Фрёбель, педагог из Германии. Он назвал такие учреждения детскими садами и призвал заниматься в них не только заботой о физическом здоровье малышей, но и их воспитанием.
Первые детские сады финансировались за счёт средств учёного и взносов сочувствующих его проектам меценатов, но идея не понравилась германским властям, и детские сады были закрыты в 1851 году.
С середины 19 века детские сады стали открываться в европейских странах, а также в России. Развитию системы дошкольных учреждений способствовали два фактора: частный капитал, который нуждался в дополнительном наёмном труде, и эмансипация женщин. Первые детские сады открывались только в городах. Наряду с бесплатными учреждениями для бедняков открывались дорогие частные детские сады как модная альтернатива гувернанткам.
В досоветской России народных детских садов было очень мало из-за трудностей финансирования. Все учреждения были негосударственными и открывались благодаря энтузиазму общественных деятелей на средства благотворительных организаций или владельцев фабрик. Это детский сад, основанный Аделаидой Симонович для детей работниц Петербурга, народный детский сад Е. П. Калачёвой.
Отношение к детским садам в России резко изменилось после 1917 года.
Женщины стали восприниматься как равноправная с мужчинами рабочая и общественная сила. Роль детского сада была очевидна: освободить женщин от оков домашнего рабства, сделать их передовиками производства, с раннего детства воспитывать малышей в рамках коммунистической идеологии. Советская власть сделала детские сады бесплатными.
Дошкольные учреждения стали активно открываться в сёлах, установился минимальный возраст для приёма в детский сад. Советская труженица могла отдать в детский сад уже 2-х месячного ребёнка. Деятельность советских детских садов была чётко регламентирована нормативными документами.
В каждой стране развитие дошкольных учреждений шло по своему пути. В настоящее время продолжается поиск новых форм, наиболее удовлетворяющих запросы родителей и потребности детей, а также вписывающихся в рамки экономики и политики разных стран.
Светлана Орлова 01 июля 2016, 19:40 | Истории из жизни, Развитие, Детский сад |